ПСИХИКА РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

2081 0

Родители и дети не понимают друг друга – в этом главная угроза психическому здоровью, как детей, так и взрослых. Поколение, выросшее среди посторонних людей и машин, не может строить гармоничных отношений.

Сила примера

Ребенок учится, наблюдая. Если лишить его возможности с самого раннего детства наблюдать за родителями, он будет учиться у тех людей, которые его окружают. Причем у ребенка формируется психика и он эффективнее обучается и набирается опыта не по указке «делай, как я говорю», а по принципу «делай, как я», заложенному природой.

Дети всегда познавали мир, обучались жить в нем, наблюдая за своими родителями. Детские игры – как правило, подражание взрослым занятиям. Ребенок получал информацию, тут же закрепляя ее личным опытом, практикой. Сегодня эта природная схема разрушена. Ребенок часто с ранних лет оторван от родителей, легкомысленно переложивших ответственность за его развитие на посторонних людей и машины.

Дети львиную долю времени проводят в коллективах либо перед экранами телевизоров и компьютеров, которые и формируют психику детей. Но процесс обучения все равно идет путем наблюдения и подражания. А ребенок уже находится в состоянии стресса, изначально в такой ситуации. Инстинкт самосохранения учит: родители – свои, они – источник безопасности, им можно доверять. Чужие – потенциальная угроза, потому что они – конкуренты, претендующие на те же блага. Необходимость много времени проводить среди чужих, приспосабливаться к условиям конкуренции с малолетства становится мощным и устойчивым фактором, травмирующим психику ребенка. А уж чему он в таком состоянии научится, во многом зависит от порядков и нравов, заведенных у этих чужих. Чужие взрослые к тебе, в лучшем случае (вспомним учителей с их любимчиками и «вечновиноватыми» учениками!), равнодушны. Чужие дети относятся к тебе, как к конкуренту – отношения в детском коллективе стихийно выстраиваются по принципу стаи: есть вожак с прихвостнями, есть жертвы-изгои, и есть «тихое болотце», позволяющее собой верховодить…

Оторвали – и бросили

Бесконечные свидания с устройствами для коммуникаций таят свои угрозы психическому здоровью ребенка. На детей обрушивается нефильтрованный поток информации, оторванной от его повседневного опыта.

Информации, которая никак неприменима в жизни. То, что взрослые сегодня называют обучением, на практике оказывается уводом детского сознания в мир иллюзий и фантазий. Например, еще с десяток лет назад нейрохирург Владимир Вишневский сетовал, что подростки стали причинять друг другу тяжелые травмы головы. Дети, по мнению врача, просто насмотрелись боевиков и компьютерных «убивалок»: они думают, что и в жизни человек после удара по голове просто встанет и продолжит свое дело…

Поколение, воспитанное машинами, оказывается неспособным строить отношения с людьми. Машины покладисты: они подчиняются, не чувствуют боли и не сочувствуют, не расстраиваются и не озлобляются. А люди – не такие, они живут чувствами. Ребенок, с детства лишенный эмоционального взаимодействия, может вырасти многознающим. Но цена такому знанию – чувственная недоразвитость, неспособность достичь душевной гармонии с другим человеком, неразвитая психика. В результате, из 10 молодых семей в течение 5-7 лет распадаются 8. У большинства уже есть свои дети, и мы получаем сразу два поколения «оторванных и брошенных».

Чему учат в школе

«Школа научит и воспитает», — этот шаблон весьма сомнителен и опасен, считает психолог Мартюшев. В школе ребенок попадает в коллектив чужих сверстников, окормляемый чужими взрослыми, а это большая нагрузка на детскую психику. Здесь главное требование – подчиняйся! Надо либо выполнять, либо противостоять. Дети посильнее, ориентированные на лидерство, становятся  агрессивными или изворотливыми, и общаются с себе подобными. Остальным достается в удел угнетение и унижение.

И лидеры, и лузеры заняты совершенствованием своих приспособленческих навыков. Постоянное нервное напряжение, неизбежное в условиях конкуренции, отбивает желание овладевать знаниями – на это часто не хватает сил и желания. «У верблюда два горба, потому что жизнь — борьба», — это сочинил ребенок. «Школа – не безусловное благо, — говорит школьный психолог Мартюшев. – Школа не готовит ребенка к главному – к ответственности, не учит, как быть взрослым, как построить отношения в семье. Этому может научить только семья!»

Главный поворот

«Родители вправе решать, когда ребенку ходить в школу», — говорит А. Мартюшев. Детям следует больше времени проводить с родителями, рекомендует он. Даже речь ребенка лучше формируется, когда он слушает, как говорят родители. Оптимально, если ребенок учится повседневным вещам, беря пример с родителей – им он безусловно доверяет.

Но нет ли здесь опасности вырастить «маменькиного сынка» и «вечного лузера», неспособного конкурировать с «заряженными на успех» сверстниками? Все зависит от того, подчеркивает семейный психолог, что в семье считается «успехом», в какой системе ценностей растет ребенок. Когда успешность определяется уровнем личного потребления, дети растут в системе «делай, что угодно, чтобы получить, что желаешь». Это психология войны, где жестокость и обман – эффективные доступные инструменты.

Маленькие люди вырастают на войне, где нет родных и друзей – только ситуационные союзники. Родителям, желающим вырастить здоровых детей, придется принять идею, которую психолог Мартюшев назвал «смелым посылом»: успешность, самореализация человека определяется, в первую очередь, его полезностью для других людей. «Что я могу дать своей семье, близким, друзьям?» — вот что следует считать главным вопросом, ответ на который человек реализует своей жизнью.

Признаки детского невроза

  • Повышенная утомляемость ребенка.
  • Нежелание идти в школу.
  • Забывчивость и рассеянность.
  • Невнимательность в быту, «нервная глухота» — ребенок как будто не слышит, что ему говорят.
  • Внезапная скрытность, замкнутость.
  • Немотивированная агрессия или подавленность, слезы при выполнении заданий.
  • Потирание головы, рук, шаркание ногами под столом, кусание губ, теребление волос.
  • Потеря усидчивости, нежелание сидеть за столом, вскакивание с места.
  • Порча вещей – своих и чужих.

Виды неврозов

  • Неврастения – возбудимость и быстрое общее истощение, неспособность сосредоточиться.
  • Истерический невроз – бурные, часто показные реакции, капризы, истерические припадки.
  • Невроз навязчивых состояний – нелепые подчас мысли и желания, от которых не избавиться и которые меняют поведение ребенка. Характерны навязчивые движения (нервный тик), шмыганье носом, покашливание.
  • Депрессивный невроз – нарушения сна, головные боли, возможны одышка и симптомы вегето-сосудистой дистонии.
0

Автор публикации

не в сети 24 минуты

@alexfirepro

10K
Комментарии: 0Публикации: 577Регистрация: 18-05-2018

Комментариев нет

Оставить комментарий

Войти с помощью: