Преодоление агрессивного поведения детей раннего возраста

13 0

Проявления детской агрессии у маленького и вчера ещё такого мирного ребёнка могут доставить родителям немало переживаний. Довольно неприятно, если он проявляет агрессию дома, но особенно трудно мириться с тем, что он нападает на других детей на детской площадке или в гостях.

Впрочем, мириться, разумеется, и не надо. В какой-то степени проявления агрессивности в возрасте 2-4 лет и нормальны. Но это не означает, что они не заслуживают внимания и коррекции!

Просто наказывать ребёнка всякий раз, когда он позволяет себе лишнее, не имеет смысла. Обуздание детской агрессии должно происходить разумно, спокойно и планомерно. Приступы злости, вспышки разрушительных желаний посещают и вполне цивилизованных взрослых. Вопрос в том, насколько человек способен осознавать и контролировать собственные импульсы. Ребёнка нужно не избавить от негативных чувств раз и навсегда, а научить узнавать их, не бояться и управлять ими таким образом, чтобы не причинять вреда ни себе, ни другим.

Способность справляться с гневом и агрессией напрямую связана с умением облекать свои чувства и слова. До тех пор, пока ребёнок не умеет говорить, он будет действовать излишне прямолинейно. То, что выглядит со стороны агрессией, может на самом деле являться лишь неумением выразить своё желание "приличным" способом. Вырывая из рук другого ребёнка игрушечный грузовик, дитя вовсе не проявляет агрессии: он просто желает немедленно получить то, что видит. На этом этапе ваша задача — понемножку учить его разным способам взаимодействия с другими детьми: поменяться игрушками, поиграть вместе. При этом дитя с каждым днём всё лучше осваивает речь, и уже очень скоро (в среднем, как раз к трём годам) ребёнок будет готов к тому, чтобы действовать не руками, а словами — попросить, договориться.

Если же вы наблюдаете действительно агрессивное поведение ребёнка, принимайте меры. Только не хватайтесь за ремень: нет ничего неразумнее, чем реагировать на агрессию агрессией — это лишь усиливает её, лишний раз доказывает ребёнку, что именно так полагается решать проблемы.

Прежде всего, помните правило: ребёнку требуется как можно больше позитивного внимания и как можно меньше негативного. Если он ударил другого ребёнка, не спешите делать ему "подарок" в виде ответной реакции. Подойдите не к виновнику, а к жертве: обнимите обиженного малыша, погладьте его по голове, утешьте. Скажите ему, что-нибудь вроде: "Не огорчайся, пожалуйста. Он не хотел сделать тебе больно". Отведите его в сторонку, дождитесь, пока он упокоится и займётся чем-нибудь, и лишь после этого возвращайтесь к виновнику. Если его целью было привлечение внимания, он убедился — такой способ не подходит. Когда ребёнок в процессе игры со сверстниками начинает вести себя агрессивно, лучшее, что можно сделать — вывести его из игры. Это вовсе не должно сопровождаться криками, шлепками и долгими нотациями. Поверьте, ребёнок и так всё отлично понимает. Остаться в одиночестве — не в его интересах.

Обсуждать с малышом его поведение надо непременно, но не столько в "ругательном" ключе, сколько конструктивно — есть проблема, её нужно решить.

Установите чёткие правила: "Мы никого не бьём. Если чувствуешь, что злишься, хочешь кого-нибудь ударить, отойди в сторонку. Можешь подойти ко мне и рассказать, что тебе хочется драться". Учите детей узнавать свои чувства, признавать их, выражать словами, а не кулаками. Можно поиграть в воздушные шарики. Возьмите шарик, скажите ребёнку: "Представь себе, что ты — такой шарик. Вот ты начинаешь сердиться, всё больше и больше. (И надуваете шарик.) Злости в тебе всё больше и больше, ты уже весь ею заполнен — вот как этот шарик, такой же надутый. Что же дальше делать? Ещё немножко злости — шарик — бац!- и лопнет. (Можно это и продемонстрировать — надуть шарик посильнее, чтобы он действительно лопнул.) Или наткнётся на что-нибудь — и тоже будет взрыв, лопнет шарик. Что же нам делать? А давай мы осторожненько, понемножку будем воздух из шарика выпускать и сдуем его аккуратно. Вот, смотри, он остался целый и не лопнул. Так и злость из себя можно выпускать — тихо, осторожно".

Даже маленькому ребёнку вполне под силу освоить некоторые простые навыки релаксации. Учите его расслаблять мышцы, глубоко дышать. Договоритесь с ним, что, когда он очень сильно злится и ему хочется драться, он имеет право выйти в другую комнату и там громко крикнуть или бросить что-нибудь на пол. По мере взросления ребёнка надобность в таких прямых способах отпадает — ему достаточно будет высказываться словами.

Если вы чувствуете, что своими силами проблему детской агрессивности вам не удаётся разрешить, обращайтесь за помощью. Подобные вещи нельзя пускать на самотёк: агрессивное поведение ребёнка провоцирует вашу агрессию, вы буквально "заражаете" друг друга гневом, раздражением, и с каждым днём выбраться из этой эмоциональной ловушки становится всё труднее. И это не говоря о том, что и за пределами семьи, в "большом мире", жизнь ребёнка, который не умеет справляться со своими агрессивными импульсами, очень не легка.

Возможно, агрессия ребёнка вызвана каким-то конкретным конфликтом, и его разрушительное поведение является сигналом душевного разлада, неблагополучия, стресса. В работе с детьми психологи используют методы игровой психотерапии. В безопасной обстановке игровой комнаты ребёнок получит возможность выразить то, что мучает его, заставляя вести себя агрессивно. Лишь после этого можно будет перейти к следующей задаче — освоению новых навыков общения.

Независимо от того, будете ли вы обращаться к психологу или постараетесь справляться с проблемами своими силами, не забывайте о самом главном. Обязательно хвалите ребёнка всякий раз, когда ему удастся разрешить конфликт, не прибегая к агрессии.

Помните, позитивное внимание — прежде всего!

 
Источник

0

Автор публикации

не в сети 3 дня

@alexfirepro

10K
Комментарии: 0Публикации: 1614Регистрация: 18-05-2018

Комментариев нет

Оставить комментарий

Войти с помощью: