Основы психологической подготовки к стартам юных спортсменов

78 0

В последнее время всё чаще стала ездить в командировки по разным регионам России. Провожу тренинги с юными спортсменами.
 
Основной запрос тренеров — научить детей правильно настраиваться перед стартом, быть более уверенными и выступать "с холодной головой".
 
Чтобы всему этому научиться, необходимо помнить о следующем:
 

ментальную и психологическую настройку к стартам можно делать только при сформированной концентрации внимания, умении слышать и слушать, и развитом эмоциональном интеллекте (умение понимать собственные эмоции и только потом управлять ими).

Поэтому с младшими группами спортсменов мы тренируем именно внимание и эмоциональный интеллект — это база, основа психологической подготовки спортсменов.

О ВНИМАНИИ

Детям-спортсменам сложно "собирать" себя, своё внимание, так как в данном возрасте устойчивость и концентрация внимания ещё формируются (в среднем до 8-9 лет) и этому нужно помогать. Если были инфекции, травмы, которые задели центральную нервную систему, головной мозг — то процесс развития данных качеств удлиняется.

Обо всём об этом после тренинга со спортсменами беседуем с родителями и тренерами.

Всё, что делаем на тренинге с детьми — нужно продолжать и закреплять.

Что помогает формировать внимание?
1) Спокойствие взрослого. Крик может "включить" внимание, но на время, на фоне страха, однако формирования устойчивости и концентрации внимания в этот момент не происходит. Нет внутренней работы.
2) Акценты на позитивных качествах, на успехах (кормите "хорошего волка"). Отмечайте те моменты, когда ребенок-спортсмен проявляет внимательность.
3) Используйте техники, которые помогают "балансировать" работу головного мозга (показываю на тренинге), их можно найти в интернете.
4) Делайте упражнения, играйте в игры на внимание (их также масса в интернете).
5) Когда с вниманием совсем тяжело — подкрепляйте внешними стимулами (например, смайлики или звездочки в Дневнике спортсмена, или повесьте на стену лист, на котором по дням ставить плюсики за успехи — главное здесь красивая визуализация). В конце недели за накопленные плюсы — приятный сюрприз. Да, пока так. И это работает!

Когда в головном мозге начнется формирование устойчивых связей, отвечающих за концентрацию внимания — тогда внешние стимулы уже будут не нужны.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Что это? Всего у эмоционального интеллекта пять ключевых компонентов:
1) понимание себя,
2) управление собой,
3) самомотивация (возможность создавать цели и продвижение к ним, не теряя на этом пути духа и вменяемости),
4) понимание других,
5) позитивное влияние на другого.

Согласитесь со мной, что первые 4 пункта весьма важны для психологической подготовки спортсмена? А 5 пункт — в том числе для тренера и родителей))

Чтобы научиться управлять своим предстартовым состоянием и состоянием во время выступления важно понимать, ЧТО происходит внутри, различать свои эмоции, ощущения.

Как показывают занятия, эмоциональный интеллект у юных спортсменов пока ещё только развивается. И этому тоже нужно помогать. Как?

1) Больше спрашивать: "что чувствуешь? что с тобой? как настроение? что бы хотелось именно сейчас?" и т.д.
2) Взрослым говорить о своих чувствах: "я переживаю, когда ты…, я расстраиваюсь, когда…я счастлив, когда ты…" и т.д.
3) Играть в игры на развитие эмоционального интеллекта (с поиском материалов сейчас тоже нет проблем)
4) Смотреть вместе умные и психологически здоровые мультфильмы, фильмы — вместе обсуждать эмоции, чувства, поступки героев, спрашивать, как бы поступил сам ребенок.
5) Родителям развивать свой эмоциональный интеллект, обучаться вместе с детьми способам саморегуляции, слышать и слушать своих детей, а также, прежде чем ругать — попытаться понять причины поведения, поступков.
6) Перестать бить и кричать на детей — всё это только нарушает развитие их уверенности в себе, осознанности и лидерских качеств (ответственность, умение принимать решение и находить возможности, позитивное мышление и т.д.) и, соответственно, мешает формированию эмоционального интеллекта.

А как тогда? — задавать своим детям чаще вопросы; спрашивая, как они могут исправить ошибку, что бы они выбрали и т.д., а не навешивать своё мнение, свои инструкции.
 
Давайте детям накапливать СВОЙ опыт, проживать СВОЮ жизнь!

И главное — относиться с УВАЖЕНИЕМ к своим детям. Тогда они научатся уважать себя и других! А это тоже часть эмоционального интеллекта и успеха вашего ребенка!
 
_________________
Спортивный психолог, кандидат психологических наук Войнова Елена

Источник

0

Автор публикации

не в сети 15 часов

@alexfirepro

10K
Комментарии: 0Публикации: 1054Регистрация: 18-05-2018

Комментариев нет

Оставить комментарий

Войти с помощью: