Оппозиционно-вызывающее расстройство: ярлык или диагноз?

507 0

Как отмечает психотерапевт Эрина Уайт, в последние годы все больше родителей беспокоятся, что их ребенок страдает оппозиционно-вызывающим расстройством (ОВР). Согласно определению Американской психиатрической ассоциации, ОВР проявляется в гневливости, раздражительности, упрямстве, мстительности и вызывающем поведении.

Как правило, родители признаются, что учитель или семейный врач заявил, что у их ребенка может быть ОВР, и когда они почитали описание в интернете, то обнаружили, что некоторые симптомы действительно совпадают. Они растеряны и встревожены, и это вполне понятно.

Ярлык ОВР, навешенный «доброжелателями», заставляет матерей и отцов думать, что их ребенок опасно болен, а сами они — никудышные родители. Кроме того, такой предварительный диагноз мешает разобраться, откуда взялась агрессия и как устранить поведенческие проблемы. Плохо при этом всем: и родителям, и детям. Между тем ОВР — это не что иное, как распространенная «страшилка», которую можно одолеть.

В первую очередь необходимо избавиться от «позорного» клейма. Кто-то заявил, что у вашего ребенка ОВР? Ничего страшного. Пусть говорят что угодно и даже считаются экспертами, это не значит, что ребенок плохой. «За двадцать лет практики я ни разу не встречала плохих детей, — говорит Уайт. — На самом деле большинство из них время от времени ведут себя агрессивно или вызывающе. И с вами тоже все в порядке, вы нормальные родители. Все будет хорошо — и у вас, и у ребенка».

Второй шаг — понять, что именно вас тревожит. Что происходит — в школе или дома? Возможно, ребенок отказывается подчиняться взрослым или враждует с одноклассниками. Разумеется, такое поведение расстраивает, и вам не хочется ему потакать, но это поправимо.

Третий и, пожалуй, самый важный шаг — ответить на вопрос «почему?». Почему ребенок так себя ведет? Весомые причины находятся практически у всех детей.

К тому времени, когда ребенок становится подростком, люди, у которых были все шансы ему помочь, начинают его бояться

Родителям, которые задумываются над ситуациями и событиями, которые могли спровоцировать настораживающее поведение, чаще всего удается обнаружить нечто важное. Например, понять, что ребенок становится особенно невыносимым, когда учебный день явно не задался. Может, какой-то задира доставал его больше обычного. Или он чувствует себя несчастным, потому что остальные дети читают лучше него. В школе он старательно делал невозмутимый вид, но как только вернулся домой и оказался среди родных, в безопасной обстановке, все тяжелые эмоции выплеснулись наружу. В сущности, ребенок переживает сильную тревогу, но пока не умеет с нею справляться.

Бывают причины, вызванные не столько личными переживаниями ребенка, сколько тем, что происходит вокруг. Возможно, мама с папой разводятся. Или заболел любимый дедушка. Или отец военный и его недавно отправили в другую страну. Это действительно серьезные проблемы.

Если трудности связаны с кем-то из родителей, они могут почувствовать себя виноватыми или занять оборонительную позицию. «Я всегда напоминаю людям, что в каждый конкретный момент мы делаем все возможное. Даже если проблему нельзя разрешить мгновенно, определить ее уже означает снять приклеенный ярлык, перестать искать признаки патологии и заняться коррекцией детского поведения», — подчеркивает психотерапевт.

Четвертый и последний шаг — вернуться к симптомам, которые поддаются лечению. Можно помочь ребенку справиться с агрессией, научив его понимать собственные эмоции. Затем перейти к работе над самоконтролем и постепенно развить мысленную и телесную осознанность. Для этого есть специальные видеоигры, играя в которые дети обучаются ускорять и замедлять сердцебиение. Таким образом они понимают, что происходит с телом, когда ими овладевают бурные эмоции, и учатся автоматически успокаиваться. Какую стратегию бы вы ни выбрали, залогом успеха остаются творческий подход, доброжелательное и участливое отношение к ребенку и ваша настойчивость.

Проблемное поведение проще всего списать на ОВР. Удручает, что этот диагноз может сломать ребенку жизнь. Сначала ОВР. Потом антисоциальное поведение. К тому времени, когда ребенок становится подростком, люди, у которых были все шансы ему помочь, начинают его бояться. В результате таким детям назначают самый суровый курс лечения: в исправительном заведении.

Скажете, крайность? Увы, это случается слишком часто. Всем практикующим специалистам, педагогам и врачам стоит расширить кругозор и помимо плохого поведения ребенка увидеть, в какой обстановке он живет. Целостный подход принесет гораздо больше пользы: детям, родителям и всему обществу.

Об авторе: Эрина Уайт — клинический психолог Бостонской детской больницы, терапевт, магистр в области общественного здравоохранения.
Источник

0

Автор публикации

не в сети 6 дней

@alexfirepro

10K
Комментарии: 0Публикации: 1447Регистрация: 18-05-2018

Комментариев нет

Оставить комментарий

Войти с помощью: