Дисциплина — одно из важнейших понятий и принципов, которое должно присутствовать в любой семье, воспитывающей детей. Дисциплина приносит в жизнь ребенка порядок, воспитывает в нем такие важные качества, как ответственность, уважение, терпение, скромность и тп. Без дисциплины трудно добиться от ребенка послушания, он не знает границ и живет во внутреннем хаосе, что приводит его в замешательство и страх. Ребенок сам не способен распознать и осознать страх, он не может объяснить причины возникновения страха и беспокойства, но исследования показывают, что одной из причин детских страхов и расстройств, является отсутствие ясных границ в жизни, организованности и дисциплины.

Ребенок должен знать когда он будет есть, спать, как и когда начинается и заканчивается его день, а так же ему необходимо понимать, какие существуют моральные границы дозволенного в его поведении, какие последствия следуют за его поступками и решениями, он должен осознавать причинно-следственные связи в своей жизни, которые ему объясняют родители. Например, ребенок должен заранее знать, какое наказание его ожидает за тот или иной проступок. Давайте более подробно поговорим о принципах дисциплинарного воздействия на детей.

Для начала подумайте и ответьте сами себе на такой вопрос: чего вы хотите добиться с помощью наказания? Задавайте себе этот вопрос каждый раз, прежде чем приступать к дисциплинарному воздействию на ребенка.

Тема наказания одна из самых горячих в вопросах детско-родительских отношений. Одни утверждают, что наказание калечит психику ребенка, другие, что чем больше в ребенке страх перед наказанием, тем лучше. Но большинство родителей и специалистов понимают, что истина где-то посередине.

В вопросах наказания, важно всегда помнить, что все должно делаться в любви, исходя из желания добра детям и обучения их ответственности за свои поступки.

Прежде чем наказать ребенка за проступок, выясните, понимает ли он, что его действие это проступок? Он должен осознавать , что в данном случае его поведение не правильно и заслуживает наказания. Такой подход поможет ребенку научится распознавать «добро и зло» .

После этого, определите степень провинности ребенка. Возможно эта провинность ребячество, забывчивость или отсутствие навыков. Например, разбили стекло в комнате, потому что заигрались в мяч и не рассчитали удар, это ребячество. Или, забыл купить хлеб по дороге из школы, потому что заигрался с друзьями, это забывчивость. Или, пишет в тетради не совсем аккуратно, потому что пальцы еще не совсем послушны, это недостаточно навыков. Такие провинности, конечно нельзя оставлять без внимания и дисциплинирования, но реакция родителей на такие проступки должна отличаться от реакции на открытую, намеренную непокорность.

Те же самые провинности ребенок может совершить нарушив родительское слово. Например, разбили стекло, потому что стали играть в мяч в комнате, не смотря на запрет родителей это делать, или же, не купил хлеб, потому что нарушил требование родителей приходить домой сразу после школы, чтобы пообедать и переодеться, а потом идти играть с друзьями, или пишет не аккуратно в тетради, потому что не старается и торопится. Итак очень важно распознать степень провинности, ребячество это, забывчивость, отсутствие навыков или открытое непослушание, в одних и тех проступках эта степень может существенно отличаться.

Наказание должно быть соответственно провинности, те сбалансированным. Существует несколько видов дисциплинарного воздействия.

Ребенок должен уметь просить прощения, извиняться и раскаиваться, если он кого-то обидел или причинил какие-то неудобства, это первый уровень и в некоторых случаях такого дисциплинарного воздействия бывает достаточно.

Следующий уровень наказания это возмещение ущерба. Если ребенок повредил чужую вещь, хотя был предупрежден о такой возможности, то он должен возместить причиненный ущерб и убытки должен почувствовать он, а не родители. Например, ваш сын попросил у своего брата кроссовки на время похода. Вы предупредили его, что на природе он может их порвать или испачкать, сын уверил вас, что все будет в порядке, однако после похода выяснилось, что кроссовки испорчены. В данной ситуации необходимо чтобы ваш сын возместил ущерб своему брату, это возможно сделать двумя путями, если у него есть карманные деньги или сбережения, он должен купить брату новые кроссовки за свои средства, если у него их нет, то вместо покупки, планируемой для него вы покупаете кроссовки для брата.

Это будет очень полезный урок, который научит вашего сына ответственности и бережному отношению к чужим вещам.

Существуют так же естественные последствия непослушания, когда из-за непослушания ребенок может обжечься о горячий чайник, например.

Тут нет никакого смысла наказывать его дополнительно, он итак получил урок, почувствовав боль. Не стоит так же избавлять ребенка от некоторых естественных последствий его поступков, например, не выучил уроки, получил двойку, значит не пойдешь на выходных со всей семье в парк, а будешь дома учить уроки, чтобы исправить плохую оценку и усвоить материал.

1

Автор публикации

не в сети 23 часа

@alexfirepro

10K
Комментарии: 0Публикации: 121Регистрация: 18-05-2018