Деструктивные паттерны поведения с точки зрения Позитивной психотерапии.

567 0

Если мы будем говорить только о деструктивных и вредных паттернах поведения (привычка действовать определенным образом в определенной ситуации), заложенных в детстве, то мы увидим лишь малую часть — симптом, которые причиняет беспокойство.
В этом случае будет уместна притча о слоне, которого показывали в темном помещении:

«Люди столпились вокруг, чтобы посмотреть на слона. Так как они не могли его разглядеть, то старались потрогать его, чтобы представить, на что он похож. Но слон был очень велик и каждый мог потрогать только его часть, к которой он прикасался. Один человек, касаясь хобота, сравнивал его с колонной. Другой, трогая кончик бивня, описывал слона, как что-то острое. Третий, стоявший возле уха, говорил, что он похож на веер, а четвертый, трогая спину слона — настаивал, что он прямой и плоский, как кровать».

Каждый был прав, но никто из них не видел слона целиком. У любого человека помимо нарушений, есть возможности. Мне очень нравится подход к человеку в Позитивной психотерапии, созданный Носсратом Пезешкианом. Человек рассматривается не с точки зрения каких-то ограничений (узко), а воспринимается целостно (широко). И название метода как раз и происходит от латинского «positum», что в переводе означает «фактическое, данное». У человека достаточно сил и ресурсов, чтобы справиться с теми трудностями, которые у него есть.

Как же тогда работать с деструктивными и вредными паттернами поведения?

В первую очередь признать, что все поведенческие паттерны, которые есть у человека, имеют какое-то предназначение, смысл. До какого-то времени тот или иной симптом, паттерн поведения позволял справляться с трудной ситуацией. И это был, возможно, единственный доступный способ для человека. Но со временем, привычная модель поведения по каким-то причинам перестала работать и это начинает причинять беспокойство, вызывает конфликт, с которым чаще всего человек и обращается к психологу.

Например, в родительской семье очень трепетно относились к порядку в доме: «В нашей семье все соблюдают порядок». И предположим, выполняя данное условие, ребенок вполне себе неплохо жил. Его поощряли, любили за соблюдение порядка, он получал много бонусов. Повзрослев, он для себя вынес: «Главное соблюдать порядок и все будет хорошо, меня будут любить».

Устраивается молодой человек или девушка на работу и действует, так как он привык, придерживаясь концепции, которую он вынес из родительской семьи. А работодателю все равно аккуратный сотрудник или нет, ему главное, чтобы он был креативный, а вот эта аккуратность его бесит, он считает, что признаком креативности является как раз противоположное — творческий беспорядок на столе. И вроде бы вполне себе рабочий паттерн поведения в детстве, вдруг становится препятствием, причиной для беспокойства и конфликтов с руководителем».

Какие здесь могут быть варианты? Либо необходимо пересматривать свои привычные паттерны поведения или менять работу и искать руководителя, который точно также будет ценить сотрудников за аккуратность.

То же самое может произойти в отношениях, когда девушка изо всех сил старается быть аккуратной, чтобы получить любовь, признание от своего любимого, а это не срабатывает. И проблема заключается в том, что чаще всего концепции, которые мы выносим из детства, нами не осознаются. Мы действуем ровно так, как привыкли.

О том, что привычные модели поведения не работают, нам сигнализируют наши чувства, тело и бессознательное — то, что никогда нас не обманывает. Внутренний конфликт является невидимым для нашего сознания, а на поверхности мы сталкиваемся с уже переработанным конфликтом в виде симптома – депрессивное состояние, психосоматика, конфликты с женой, мужем, детьми и др.

Может ли человек сам проработать свои неверные паттерны или всегда необходим психолог?

Если речь идет о вторичных способностях (поведенческих, социальных), таких как пунктуальность, усердие, аккуратность, чистоплотность, вежливость, тех, которые помогают нам социализироваться, направлены на познание мира, то возможно проработать их самостоятельно при достаточной мотивации. К слову сказать, многие тренинги, психологические онлайн курсы, как раз и направлены на развитие вторичных способностей, и некоторым действительно это помогает.

Но если мы говорим о конфликтах, связанных с первичными способностями (эмоциональными): любовь, принятие, доверие, терпение, надежда, уверенность, то в этом случае никакие книги, психологические экспресс-методики не помогут. Данные способности развиваются только в отношениях. И в этом случае без помощи психолога уже не обойтись.

Приведем примеры.

Случай 1. Мужчину дважды увольняли с работы по причине опозданий на работу. Прежде чем устраиваться на следующую работу, он поставил себе цель, выработать привычку вставать вовремя. Составил себе план развития пунктуальности (вторичной способности), которому он следовал в течение месяца, через некоторое время данная модель поведения закрепилась и он благополучно устроился на работу и не испытывал больше затруднений в этой сфере.

Случай 2. Между супругами постоянно возникают ссоры из-за ревности мужа. Мужу очень трудно поверить, что жена ему верна и любит его. Слова жены, что она ему предана и любит, не помогают справиться с недоверием мужа. В этом случае конфликт связан с дефицитом доверия, принятия самого себя. В нашем случае, скорее всего у мужчины такого опыта в детстве было недостаточно. Развитие первичных способностей у взрослых, конечно возможно, но для этого нужен другой человек, который смог бы выносить и принимать любые паттерны поведения, давать обратную связь и помогать в поиске ресурсов для развития первичных способностей. Таким человеком может стать психолог. Именно в терапевтических отношениях можно развить способность к доверию и принятию себя, научиться новым моделям поведения и постепенно применять этот опыт в своей жизни. Это очень кропотливая и длительная работа над собой. Можно сравнить развитие первичных способностей человека с выращиванием дерева, это эволюционный процесс, требующий достаточного количества времени.

Как такие вредные установки влияют на жизнь взрослого человека?

Если мы длительное время находимся в стрессе, то качество нашей жизни начинает страдать. И наша жизнь превращается в «День сурка»: мы падаем в одну и ту же яму раз за разом, наступаем на одни те же грабли. И можно всю жизнь так прожить, сетуя на судьбу и ничего не делать при этом. Но есть и другой путь – выйти из так называемой зоны комфорта и осмотреться вокруг для начала. Задать себе вопросы: «Чего хочу именно я? Что я могу для этого сделать?»
Есть поговорка: «Если хочешь иметь то, что никогда не имел, то начни делать то, что никогда раньше не делал». Обращение к психологу может стать первой ступенькой для получения ответов на вышеуказанные вопросы. С рождения каждому человеку даны две базовые способности: к любви и познанию. В течение всей жизни мы стремимся удовлетворить их. Мы страстно желаем, чтобы нас любили, и мы могли любить; стремимся к новым знаниям, познанию мира. Эти способности остаются с нами на протяжение всей нашей жизни. Поэтому развитие человека возможно в любом возрасте.
Источник

0

Автор публикации

не в сети 3 дня

@alexfirepro

10K
Комментарии: 0Публикации: 1427Регистрация: 18-05-2018

Комментариев нет

Оставить комментарий

Войти с помощью: