Публикации, Статьи психологов        12 июня 2018        207         10

Дисциплина и ребенок

Дисциплина — одно из важнейших понятий и принципов, которое должно присутствовать в любой семье, воспитывающей детей. Дисциплина приносит в жизнь ребенка порядок, воспитывает в нем такие важные качества, как ответственность, уважение, терпение, скромность и тп. Без дисциплины трудно добиться от ребенка послушания, он не знает границ и живет во внутреннем хаосе, что приводит его в замешательство и страх. Ребенок сам не способен распознать и осознать страх, он не может объяснить причины возникновения страха и беспокойства, но исследования показывают, что одной из причин детских страхов и расстройств, является отсутствие ясных границ в жизни, организованности и дисциплины. Ребенок должен знать когда он будет есть, спать, как и когда начинается и заканчивается его день, а так же ему необходимо понимать, какие существуют моральные границы дозволенного в его поведении, какие последствия следуют за его поступками и решениями, он должен осознавать причинно-следственные связи в своей жизни, которые ему объясняют родители. Например, ребенок должен заранее знать, какое наказание его ожидает за тот или иной проступок. Давайте более подробно поговорим о принципах дисциплинарного воздействия на детей.
Для начала подумайте и ответьте сами себе на такой вопрос: чего вы хотите добиться с помощью наказания? Задавайте себе этот вопрос каждый раз, прежде чем приступать к дисциплинарному воздействию на ребенка.
Тема наказания одна из самых горячих в вопросах детско-родительских отношений. Одни утверждают, что наказание калечит психику ребенка, другие, что чем больше в ребенке страх перед наказанием, тем лучше. Но большинство родителей и специалистов понимают, что истина где-то посередине.
В вопросах наказания, важно всегда помнить, что все должно делаться в любви, исходя из желания добра детям и обучения их ответственности за свои поступки.
Прежде чем наказать ребенка за проступок, выясните, понимает ли он, что его действие это проступок? Он должен осознавать , что в данном случае его поведение не правильно и заслуживает наказания. Такой подход поможет ребенку научится распознавать «добро и зло» .
После этого, определите степень провинности ребенка. Возможно эта провинность ребячество, забывчивость или отсутствие навыков. Например, разбили стекло в комнате, потому что заигрались в мяч и не рассчитали удар, это ребячество. Или, забыл купить хлеб по дороге из школы, потому что заигрался с друзьями, это забывчивость. Или, пишет в тетради не совсем аккуратно, потому что пальцы еще не совсем послушны, это недостаточно навыков. Такие провинности, конечно нельзя оставлять без внимания и дисциплинирования, но реакция родителей на такие проступки должна отличаться от реакции на открытую, намеренную непокорность.
Те же самые провинности ребенок может совершить нарушив родительское слово. Например, разбили стекло, потому что стали играть в мяч в комнате, не смотря на запрет родителей это делать, или же, не купил хлеб, потому что нарушил требование родителей приходить домой сразу после школы, чтобы пообедать и переодеться, а потом идти играть с друзьями, или пишет не аккуратно в тетради, потому что не старается и торопится. Итак очень важно распознать степень провинности, ребячество это, забывчивость, отсутствие навыков или открытое непослушание, в одних и тех проступках эта степень может существенно отличаться.
Наказание должно быть соответственно провинности, те сбалансированным. Существует несколько видов дисциплинарного воздействия.
Ребенок должен уметь просить прощения, извиняться и раскаиваться, если он кого-то обидел или причинил какие-то неудобства, это первый уровень и в некоторых случаях такого дисциплинарного воздействия бывает достаточно.
Следующий уровень наказания это возмещение ущерба. Если ребенок повредил чужую вещь, хотя был предупрежден о такой возможности, то он должен возместить причиненный ущерб и убытки должен почувствовать он, а не родители. Например, ваш сын попросил у своего брата кроссовки на время похода. Вы предупредили его, что на природе он может их порвать или испачкать, сын уверил вас, что все будет в порядке, однако после похода выяснилось, что кроссовки испорчены. В данной ситуации необходимо чтобы ваш сын возместил ущерб своему брату, это возможно сделать двумя путями, если у него есть карманные деньги или сбережения, он должен купить брату новые кроссовки за свои средства, если у него их нет, то вместо покупки, планируемой для него вы покупаете кроссовки для брата. Это будет очень полезный урок, который научит вашего сына ответственности и бережному отношению к чужим вещам.
Существуют так же естественные последствия непослушания, когда из-за непослушания ребенок может обжечься о горячий чайник, например.
Тут нет никакого смысла наказывать его дополнительно, он итак получил урок, почувствовав боль. Не стоит так же избавлять ребенка от некоторых естественных последствий его поступков, например, не выучил уроки, получил двойку, значит не пойдешь на выходных со всей семье в парк, а будешь дома учить уроки, чтобы исправить плохую оценку и усвоить материал.

1

Автор публикации

не в сети 11 часов

@alexfirepro

10K
Комментарии: 0Публикации: 49Регистрация: 18-05-2018
Пол: Мужской
Город: Москва
Телефон: 8 (888) 888-88-88
Вебсайт: Не указан
Основное: Высшее
Образование: Высшее
Документы подтверждающие образование: Не указан
Обсуждение: 10 комментариев
  1. С автором статьи абсолютно согласна. Есть противоречия в отношениях родители-дети, когда чрезмерная любовь к ребёнку не даёт родителю объективно и беспристрастно применить к нему не комфортные для детей меры дисциплинарного воздействия. Это приводит порой к абсолютной вольнице в детской среде, с вытекающими из этого негативными последствиями, которых можно было бы избежать, если бы вовремя и без истеричности вызвать детей на серьёзный разговор, в котором объяснить им пагубность такого своевольного поведения…

    2
  2. Мне очень понравилась эта статья, потому что это очень верно, что она объясняет, как дисциплинировать детей, поскольку они говорят: «Прежде всего, подумайте и ответьте на этот вопрос: чего вы хотите добиться путем наказания? Задавайте себе этот вопрос каждый раз, прежде чем приступать к дисциплинарному взысканию на ребенка. Это говорит нам, что мы не должны путать дисциплину со злоупотреблением. В настоящее время существуют различные способы хорошо воспитывать наших детей, и преподавание ценностей должно всегда присутствовать.

    2
  3. Прочла статью с большим удовольствием.Я например считаю что,ребенка не нужно наказывать рукоприкладством например,можно спокойно обьяснить все по порядку,взвесить все минусы и плюсы.Мне кажется многое зависит от того как ребенка воспитывать с самого начала.

    1
  4. Согласна с автором. Меня так же воспитывали, не повышали голос, а нормально объясняли, что это не правильно, и как нужно поступать правильно. Я думаю, что криками только испугаете ребёнка что ли, а рукоприкладство и так понятно. Соглашусь с предыдущим комментарием, всё зависит от ребёнка, но и большое значение так же имеет воспитание родителей. С рождения нужно учить ребёнка, что правильно, а что нет, а так же помогать решать его какие то проблемы. Помогать, а не самим решать. С статьей согласна, будущим мамам не помешало бы изучить содержимое, и мир бы стал лучше.

    0
  5. Статья неплохая.Но хочу поделиться своим опытом.Изначально мы воспитывали ребенка по методу Марии Монтессори. Разрешали нашей девочке делать все,что она пожелает.Вначале это было интересно. Рассматривали 5 зон.
    1.Зона реальной (практической) жизни
    2.Зона сенсорного развития
    3.Зона математики
    4.Языковая зона
    5.Космическая зона
    Каждую зону проходили детально.Если,кто хочет ознакомиться с системой,посмотрите в интернете.
    Но, выбранная система обучения,не принесла никаких плодов.Вероятно,мы неправильно восприняли эту систему.
    Ребенок стал неуправляемым.На каждое,даже незначительное действие,ну например убрать за собой игрушки,стал отвечать противодействием,в виде истерики,которая не проходила в течении всего дня.
    Изменили систему на Макаренко. С его основным лозунгом»Не наказывая-не воспитываю»
    И все стало замечательно.Ребенок слушается и все довольны,даже наказывать не приходится

    0
  6. Прочитав эту статью я поняла что много чего в воспитании своего ребенка делаю неправильно. Дисциплина у нас это больное место. Никак не могу приучить свою дочь к послушанию. Ей уже 5 и она достаточно самостоятельная, но делает все о чем я ее прошу абы как. Особенно все поменялось после рождения второго ребенка. Возможно я уже потеряла время чтобы ее перевоспитать, но благодаря статье я понимаю что еще не все потеряно. Свои ошибки в общении с ребенком я буду исправлять и придерживаться советов психологов. Всегда нужно учитывать мнение других, особенно если это люди которые разбираются в той или иной проблеме. Спасибо автору за разумные советы.

    0
  7. Когда я прочитала эту статью я поняла что воспитываю сына не так как надо,надо уделять ему больше внимания, общаться,слушать о чём он думает,не повышать на него голос,а просто объяснить что делать так нельзя.Всё зависит от того как с самого начала воспитывали ребенка.

    0
  8. У меня по данному вопросу только одно мнение : дисциплина для ребенка важна, но это должно исходить как бы из самой души ребенка, быть его желание стать чем то лучшим. В первую очередь сами родители должны послужить примером для своего ребенка, что бы смотря на них, он хотел быть настоящей личностью, хотел себя воспитывать, превосходить себя и вот тогда для достижения этой цели дисциплина очень важна и необходима, но ребенок уже сам выберет как себя дисциплинировать.

    0
  9. Очень интересная и познавательная статья.Меня в детстве воспитывали по совковским правилам.
    Методом кнута и пряника, в основном кнута. Я же с мужем воспитываем своих детей только методом общения и розъяснения. Из данной статьи я почерпнула много полезной информации и будем с мужем
    исправлять свои,пусть и небольшие,но все таки ошибки. Большое спасибо автору.

    0
  10. Все верно. Но к сожалению не все родители придерживаются такого мнения и не только и за чрезмерной любви к своему чаду. Многие родители на такие провинности не обращают внимания, думая что это пройдет когда ребенок повзрослеет. Статья на мой взгляд будет очень полезна молодым родителям так как более опытные уже отработали для себя своего рода систему.

    0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Последние темы форума:
Чат
Инга Подгурская

как написать тему??

2018-07-16 19:25:42
@alexfirepro

Вижу Вы уже разобрались))

2018-07-17 16:48:53
кристина Юрьевна

я тоже не пойму как нвписать тему ?

2018-07-18 00:08:33
@alexfirepro

Для создания темы, нужно выбрать форум который больше подходит по смыслу вашей темы, войти в него - в низу вы увидите форму создания темы ЗАГОЛОВОК ТЕМЫ и ТЕКСТ СООБЩЕНИЯ. Все это заполняете и нажимаете создать тему

2018-07-18 18:33:49
......
Для публикации сообщений в чате необходимо авторизоваться
КАЛЕНДАРЬ
Август 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
« Июл  
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Здравствуйте!

Вы уже несколько раз посещали проект Рука Помощи и мы хотели бы пригласить Вас стать полноценным его участником, пройдя регистрацию вы сможете:
— общаться на форуме;
— отслеживать публикации любимых авторов;
— оценивать интересные статьи и комментарии;
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля